Лаборатория - Baddy Riggo

Главная | Статьи Регистрация | Вход

Kind of Blue Майлса Дэвиса - почва для размышлений

Про сам альбом говорить бессмысленно: "Most Important Jazz Album – #12 In Rolling Stone's 500 Greatest LPs Of All Time" В смысле - это одна из величайших джазовых вершин одного из величайших джазменов одного из величайших периодов его творчества в одном из величайших джазовых составов! Вот так скромно...
А затронуть хотел техническую сторону вопроса, возникшую из тщательного вслушивания в качество воспроизводимого звука: с т.з. не уха, но цифры.
И простите заранее за занудство.

Как уже писал ранее, из сравнительного анализа нескольких вариантов записи выяснилось, что "песок" в передаче звонких (труба и тарелки) - результат уровня звукозаписывающей аппаратуры 50-летней давности, т.к. присутствует на всех экземплярах. В общем, этот "песок" и послужил поводом для последующего маловнятного, непрофессионального и ненаучного псевдоисследования. Короче: захотелось поумничать!

Для рассмотрения взял 5 записей, на поверку оказавшихся 4-мя:

(1) - из сборника The Complete Columbia Album Collection (по базе Discogs Columbia 88697524922, Box Set), который по звуку оказался идентичен юбилейному изданию 50 Anniversary Edition 2009 года (по базе Discogs Columbia, Legacy - 88697 33552 2, 88697 33552 2). Его взял в качестве некоего "эталона" для сравнения.

(2) - японский релиз от SME (Sony Music Entertainment Inc) 2000 года (по базе Discogs SRCS 9701);

(3) - еще один релиз Columbia-Legacy 1997 года (по базе Discogs CK 64935, 01-064935-10).
В аннотации написано о неком продвинутом ремиксинге(!) с 3-х мастер-лент, да еще и с применением технологии SBM (Super Bit Mapping)(*) от Сони: "20-bit remastered version... Remixed from the original three-track tapes at Sony Music Studios, using a Presto all-tube, three-track recorder ". (Правда, реальные следы 3-тейпового ремиксинга встретил в следующем варианте записи - (4))

(4) - японский "Limited Edition" ремастер Mastersound SBM неопределенного года выпуска с применением все той же SBM (по базе Discogs Columbia/Legacy CK 52861).

(*) Сама технология SBM рекламируется инженерами Сони как специальный 20-битный апконверт стандартной 16-битной записи, который "позволяет заполнить воздух" вплоть до максимальной для CD-формата границы 20КГц и даже выше.

Треклист.

В некоторых изданиях плюс к 5-ти классическим виниловым трекам присутствует 6-й бонус "Flamenco Sketches (alternate take)", с некоторых пор прочно укоренившийся во многих изданиях.
Но для анализа в редакторе КулЭдит погонял только первый альбомный трек.
К сожалению, четко идентифицировать все релизы по базе Discogs однозначно не удалось, ввиду отсутствия четкой ссылки на нее, либо из-за несоответствия заявленного в раздаче и имеющегося в Discogs. Поэтому данные ссылки на музыкальную базу следует рассматривать с большой долей допущения.
Живой пример - раздача (1). Представленная на трекере компиляция из изданий Коламбии скачана из Сети (автор - некий мистер rog с What.cd). Анализ АЧХ дал полное ее соответствие с 50-летним юбилейным изданием (см. частотный анализ), о чем также указано автором данной "сборки": "Kind Of Blue - nothing new, the 2009 Legacy edition has 2nd Disc and is better that this RM".
Отличие вариантов лишь в треклисте. Юбилейное издание состоит аж из 2CD, 1DVD и 1 винила. А The Complete Columbia Album Collection предлагает стандартный треклист: 5 + 1 бонус. А сканы в раздаче, и вовсе, с классического 5-трекового издания 1992 года (по базе Discogs 460603 2).
Достоверных подробностей по бокс-сету The Complete Columbia Album Collection так нигде и не нашел.
AccurateRip тоже не нашел аналогов обоих вариантов в базе, хотя на официальном сайте великого трубача ссылка на The Complete Columbia Album Collection имеется.
А дальше пошли графики...

Графики

Амплитудная характеристика (wav):
(1) и (2)
pic pic
(3) и (4)
pic pic
Спектр (sptr):
(1) и (2)
pic pic
(3) и (4)
pic pic
Частотный анализ (frq):
(1) + идентичность "Comlete Columbia" и "50 Anniversary" (виден один график, но их 2, это видно по отжатым цветным кнопкам)
pic pic
(1)+(2), (1)+(3)
pic pic
(1)+(4), Сравнение (2) и (3): компрессия и компрессия с "воздухом"
pic pic

Из амплитуды (графики представлены в порядке упоминания релизов) видно, что варианты в сравнении с "эталонным" первым графиком (2)(Sony) и (3)(1997) сильно компрессированы, что особенно заметно в (3) (см. вторую часть трека). Не знаю, как другим, но лично у меня компрессия звука вызывает, как минимум, вопросы относительно "аутентичности" исходного материала (особенно в случае живых инструментов!).
Компрессия (когда звук, во всех его нюансах, от шепота до повышенный ноток, весь переходит на крик) лишает музыку красок и полутонов. Это что-то вроде силиконовых грудных имплантантов: на глаз, вроде, формы идеальные, но жизни-то в них нет!
Различия у (2) и (3) в том, что у последнего использована та самая технология "накачки воздуха" (так любимого аудиофилами в записях "высокого разрешения"), что хорошо видно в спектре и на частотном графике: графики практически идентичны, только (3) чуть поднял "ножки от коленок".

Сравнительный частотный анализ подтверждает сказанное о современных тенденциях аудиомастеринга: где амплитуда звука задрана, там и график распределения частот чуть выше: сейчас модно не только кричать, но еще и кричать звонко!
Остаются 2 варианта, представляющие, с моей точки зрения, интерес: (1)(50 Anniversary) и (4)(SBM 1992).
В первом я субъективно вижу звук, наиболее "похожий" на исходную живую запись: неровную и шероховатую.

(4), если сравнить по частоте и спектру, добавляет к (1) еще и "воздух". Но это не единственное отличие: если взглянуть на амплитуду, становится понятно, что дело имеем с совершенно иным "миксом" без малейшего намека на компрессию: налицо полное перелопачивание звука по каналам и, видимо, по инструментам.
Скорее всего, как раз здесь мы имеем дело с заявленной, заново проделанной работой с тремя мастер-лентами: ("Remixed from the original three-track tapes at Sony Music Studios, using a Presto all-tube, three-track recorder ").
Это мне напомнило битловский релиз "09-09-09", где звукоинженеры не просто в очередной раз подкорректировали, "подкрасили обветшалый фасад", а с нуля перелопатили весь исходный материал и выстроили заново совершенно новую музыкальную структуру.

Какой вариант выбрать? Решать каждому. Я пока оставил у себя все варианты. Но к (1) и (4) еще поприслушиваюсь на предмет топа в рейтинге.

Еще раз напоминаю, что все это мракобесие и выводы сугубо субъективны, а "выкладки" насквозь псевдонаучны, и подходят, скорей, для передачи "Малахов+" (и ту закрыли, не оставив мне шанса). Опять же: "Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет". А ухо - инструмент куда более тонкий, чем все эти алгоритмы от досточтимой "Фрау Н. Хоффер".

Может, кто-то заметит в приведенных источниках заведомо ложную (или искаженную) информацию и ссылки на источники. Может, кто-то извлечет из графиков совсем иные выводы. Также понятно, что разговор про "высокие материи о воздухе и аутентичности" в mp3-раздаче смотрятся... немного надуманно. Если бы была подобная сборная раздача в lossless - поделился бы мыслями там. Но, хочется верить, что люди, качающие Майлза Дэвиса - люди "подготовленные".

ПС. Да, забыл главное: в данной раздаче представлены mp3-версии релизов (3)(1997) и (1)(50 Anniversary): mp3=1997
(1997)+(mp3)
pic

(Опубликовано на Rutracker.org в обсуждении одной из веток, посвященных этому великому джазмену)

Категория: Музыка Дата добавления: 03.04.2011 (Просмотров: 1211)
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
СТАТИСТИКА
Дизайн [21]
дизайн, графика, брендинг, компьютерная верстка, реклама
Музыка [7]
Глаголы [52]
Кулинария [1]
18.08.2015
Штраф за "просроченный"...
01.09.2013
Атака на сайт!
27.11.2012
Samba Bossa Nova
31.10.2012
Джеймс Бонд - перезагру...
17.06.2012
17.06.2012
16.06.2012
16.06.2012
12.06.2012
День "независимости" России
02.06.2012
02.06.2012
ФОРМА ВХОДА
Вадим «Baddy» Фазуллин © 2007-2017
© некоммерческое использование материалов сайта возможно с указанием авторства и ссылки на источник.
Тем самым, вы отдаете дань уважения не только автору, но и Создателю



Последние НОВОСТИ



      Яндекс цитирования